Год педагога и наставника
Стартовало голосование по выбору объектов благоустройства в 2024 году

Функциональная грамотность

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся БОУ г. Омска «СОШ № 134» на 2023 – 2024 учебный год

Утверждаю:

Директор БОУ г. Омска «СОШ № 134»

________________Л.Н. Самохвалова

«____»______________2023 г.

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности

обучающихся БОУ г. Омска «СОШ № 134» на 2023 – 2024 учебный год.

№ п\п

Мероприятие

Сроки проведения

Результат реализации

Ответственный исполнитель

Соисполнители

  1. Нормативно-правовое сопровождение мероприятий, направленных на формирование и оценку

функциональной грамотности обучающихся

1.

Ознакомление педагогического

коллектива с нормативными правовыми актами регионального, муниципального, школьного уровня по данному вопросу

Октябрь 2023

Лист регистрации на

совещании

Филатова С.В,

заместитель директора

Руководители МО,

члены пед. коллектива

  1. Мероприятия, направленные на оценку уровня сформированности  функциональной грамотности обучающихся

1

Изучение плана внедрения КИМов для

проведения регионального мониторинга образовательных достижений по оценке уровня сформированности познавательных и универсальных учебных действий и функциональной грамотности обучающихся 4-8 классов

Сентябрь 2023-

февраль 2024

Рекомендации по

коррекции результатов образовательных достижений

Степанова Д.А,

заместитель директора

Администрация школы,

учителя-предметники  4-8 классов

2

Участие в региональных мониторингах образовательных достижений по оценке уровня сформированности познавательных и универсальных учебных действий и функциональной грамотности обучающихся 4-8 классов

Март 2024 года (по

графику)

Аналитическая справка.

 

заместитель директора Степанова Д.А.

 

учителя-предметники  4-8 классов

3

Участие в региональных мониторингах образовательных достижений по оценке уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 8 классов

5 мая 2024 года

Аналитическая справка.

 

заместитель директора Филатова С.В.

 

учителя-предметники  8 классов

  1. Мероприятия, направленные на поддержку педагогических работников

по вопросам функциональной грамотности обучающихся

1

Информирование об участии в

программах повышения квалификации педагогических работников по дополнительным профессиональным программам

По графику

Повышение квалификации

педагогических работников

заместитель директора Степанова Д.А.

Администрация школы,

учителя-предметники

2

Участие в модуле «Деятельность педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся « в дополнительные программы повышения квалификации

в течение 2023-2024учебного года

1 педагог освоивший модуль в рамках курсов повышения квалификации

Заместитель директора Филатова С.В.

 

учитель истории Титов В.В.

3

Участие в Дне единых действий «Глобальная компетентность — диалог с миром».

Ноябрь 2023

Непрерывное

профессиональное развитие,

Заместитель директора Филатова С.В.

 

Администрация школы,

учителя-предметники

  1. Мероприятия, направленные на реализацию вопросов функциональной грамотности обучающихся

в условиях сетевого взаимодействия профессиональных сообществ      

1

Разработка  программ внеурочной деятельности в поддержку формирования функциональной грамотности

июнь- август 2024 года

Наличие в школе программ внеурочной деятельности в поддержку формирования функциональной грамотности.

Заместитель директора Филатова С.В

 

учителя - предметники

2

Организация работы педагогического коллектива  по внедрению в учебный процесс заданий для оценки функциональной грамотности

в течение 2023-2024 учебного года

Анализ посещенных уроков

Директор

Самохвалова Л.Н.

Заместители директора Филатова С.В.

Степанова Д.А

учителя – предметники 2- 10 классов

3

Включение в индивидуальные программы профессионального развития (ИППР) педагогов задач по внедрению технологий формирования и развития функциональной грамотности обучающихся

в течение 2023-2024 учебного года

наличие скорректированных ИППР и их реализация

Анализ ИППР педагогов

Директор

Самохвалова Л.Н.

 

учителя - предметники

  1. Организация мероприятия по реализации Плана

1

Информационно-просветительская работа

с родителями (законными представителями) обучающихся, по вопросам функциональной грамотности обучающихся

в течение 2023-2024 учебного года

Формирование у участников

образовательного процесса позитивного отношения к вопросам функциональной грамотности обучающихся.

Директор

Самохвалова Л.Н.

 

Заместители директора       Филатова С.В.

Степанова Д.А

 

классные руководители 2-10 классов

2

Участие в семинарах-совещаниях по вопросам функциональной грамотности  обучающихся

в течение 2023-2024учебного года

Принятие управленческих решений

Директор

Самохвалова Л.Н.

 

Заместители директора Филатова С.В.

Степанова Д.А.

 

3.

Подготовка аналитической справки о

реализации плана                

 

Июнь-август 2024

 

Наличие аналитической

справки. Принятие управленческих решений

Заместители директора Филатова С.В.

Степанова Д.А.

 

Заместители директора Филатова С.В.

Степанова Д.А.

 

 

 

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся БОУ г. Омска «СОШ № 134» на 2023 – 2024 учебный год

Результаты мониторинга диагностических работ по функциональной грамотности

Результаты мониторинга диагностических работ по функциональной грамотности БОУ г. Омска « Средняя общеобразовательная школа №134»

Результаты мониторинга диагностических

работ по функциональной грамотности

 БОУ г. Омска « Средняя общеобразовательная школа №134»

Дата проведения:12.11.2022

 

Читательская грамотность

В диагностике уровня сформированности читательской грамотности приняли участие  103 обучающихся 8-9 классов, что   составило 92% от общего количества девятиклассников.

Целью диагностических заданий являлось оценить уровень сформированности читательской грамотности как составляющей функциональной грамотности.

Выполнение    заданий    оценивалось автоматически компьютерной программой/экспертом (в зависимости от типа заданий).

По содержанию задания представляли собой обращения к разным областям: Проверяли владение компетенциями: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, оценивать содержание и форму текста, а также использовать информацию из текста.

По форме ответов:

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определился уровень сформированности читательской грамотности.

 

Класс

Название работы

Кол-во писавших

Высокий

Повышенный

Средний

Низкий

Недостаточный

Читательская грамотность

27

3

22

2

0

0

Читательская грамотность

16

7

10

1

0

0

Читательская грамотность

19

15

2

0

1

1

Читательская грамотность

19

7

7

2

3

0

Читательская грамотность

19

2

9

3

5

1

Читательская грамотность

20

0

2

2

13

3

Итого:

Читательская грамотность

119

21

48

6

24

5

 

Анализ выполнения тестовых заданий показал, что сложными для решения стали задания на устанавливание связи между событиями или утверждениями (причинно- следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство

  • различие и др.)

Анализ данных мониторинга указывает на то, что 50% обучающихся владеет читательской грамотность на повышенном уровне. Справившихся с заданиями по оценке читательской грамотности из числа участвующих, составила 100%

 

 

Дата проведения:17.12.2022

Математическая грамотность

В диагностике уровня сформированности математической грамотности приняли участие 132 обучающихся 8-9 классов, что составило 95 % от общего количества

Целью диагностических заданий являлось оценить уровень сформированности математической грамотности как составляющей функциональной грамотности.

Выполнение    заданий    оценивалось автоматически компьютерной программой/экспертом (в зависимости от типа заданий).

По содержанию задания представляли собой обращения к разным областям: Проверяли    владение    компетенциями:     находить    и    извлекать    информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, оценивать содержание и форму текста, а также использовать информацию из текста.

По форме ответов:

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определился уровень сформированности математической грамотности.

 

Класс

Название работы

Кол-во писавших

Высокий

 

 

Повышенный

Средний

Низкий

Недостаточный

Математическая грамотность

24

0

3

20

0

1

Математическая грамотность

22

1

1

15

2

3

Математическая грамотность

22

15

7

0

0

0

Математическая грамотность

17

16

1

0

0

0

Математическая грамотность

24

13

11

0

0

0

Математическая грамотность

23

10

13

0

0

0

Итого:

Математическая грамотность

132

55

35

35

2

4

 

Анализ выполнения тестовых заданий показал, что сложными для решения стали задания на вычисление длины геометрического объекта сложной формы, составленного из отрезков и дуги окружности.

Анализ данных мониторинга указывает на то, что 50% обучающихся владеет математической грамотностью на высоком  уровне.

 

 

 

 

Дата проведения:15.12.2022

Естественнонаучная грамотность

В диагностике уровня сформированности естественнонаучной грамотности приняли участие 120 обучающихся 8-9 классов, что составило 92% от общего количества девятиклассников.

Целью диагностических заданий являлось оценить уровень сформированности естественнонаучной грамотности как составляющей функциональной грамотности.

Выполнение    заданий    оценивалось автоматически компьютерной программой/экспертом (в зависимости от типа заданий).

По содержанию задания представляли собой обращения к разным областям: Проверяли владение компетенциями: распознавать вопрос, исследуемый в данной естественнонаучной работе; различать вопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать; предложить способ научного исследования данного вопроса; оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса; описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений; преобразовать одну форму представления данных в другую; анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определился уровень сформированности естественнонаучной грамотности

 

Класс

Название работы

Кол-во писавших

Высокий

Повышенный

Средний

Низкий

Недостаточный

Естественно научная грамотность

24

1

15

7

1

0

Естественно научная грамотность

22

2

9

7

3

1

Естественно научная грамотность

20

0

7

3

7

3

Естественно научная грамотность

19

0

15

3

0

1

Естественно научная грамотность

18

5

6

6

1

0

Естественно научная грамотность

17

0

0

10

6

1

Итого:

Естественно научная грамотность

120

8

52

37

18

9

 

Анализ выполнения тестовых заданий показал, что сложными для решения стали задания на умение отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на других соображениях.

Анализ данных мониторинга указывает на то, что большая часть обучающихся владеет естественнонаучной грамотностью на повышенном и среднем уровне.

 

Выводы:

    • Так как формат заданий стартовых диагностических работ по диагностике сформированности функциональной грамотности отличался от обычного и был приближен к реальной жизни, то при выполнении заданий участники столкнулись с трудностями, которые свидетельствуют о недостаточной практико- ориентированности содержания образования; причины не очень высоких результатов по направлениям функциональной грамотности у большинства обучающихся 9 классов могут быть связаны с тем, что в процессе обучения школьники практически не имеют опыта выполнения заданий междисциплинарного характера, а развитие общеучебных умений осуществляется преимущественно в границах учебных предметов; - обучающиеся редко оказываются в жизненных ситуациях (в том числе моделируемых в процессе обучения), в которых им необходимо решать социальные, научные и личные задачи. По итогам диагностики отмечаются дефициты в выполнении заданий, требующих применять математические процедуры, обосновывать свое мнение, рассуждать.
    • Результаты выполнения диагностической работы показывают, что наиболее успешно обучающиеся справляются с заданиями, проверяющими умения по эффективному поиску информации; нахождение в текстах скрытой информации; совершают реальные расчеты с извлечением одной или нескольких единиц информации, изложенной в явном виде.

 

По итогам диагностики у ряда обучающихся отмечаются дефициты:

  • в выполнении заданий требующих применять математические процедуры, обосновывать свое мнение, рассуждать;
  • в предоставлении развернутого ответа.

 

Рекомендации

  1. Учителям в своей деятельности по развитию функциональной грамотности обучающихся больше уделять изучению содержания инструментария исследования PISA, направленного на формирование функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности, особое внимание, уделив ключевому компоненту математической грамотности математическое рассуждение и добавленные в математическую концепцию навыки – креативность, умелое использование информации, критическое мышление, рефлексия, системность в мышлении, изучение и исследование, инициативность, саморегуляция и настойчивость, коммуникации;
  2. Руководителям школьных методических объединений  и учителям предметникам 8-9 классов на заседаниях методических объединений проанализировать причины неуспешного выполнения отдельных групп заданий и организовать коррекционную работу по ликвидации выявленных проблем, а также по их предупреждению;

 

  1. По развитию и совершенствованию читательской грамотности:
    1. Включить задания по работе с текстами, парные и групповые работы, творческие задания.
    2. Включать в урочную и внеурочную деятельность проработку типов задания, вызвавших наибольшие трудности, при выполнении данных диагностических работ.
    3. Организовывать работу над чтением текста с помощью различных дидактических игр, что научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно- исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

 

  1. По развитию и совершенствованию математической грамотности:
    1. Увеличить долю заданий, направленных на развитие математической грамотности, компенсацию метапредметных дефицитов; использовать задания, развивающие пространственное воображение обучающихся, задания на математические рассуждения, в которых потребуется размышлять над аргументами, обоснованиями и выводами, над различными способами представления ситуации на языке математики, над рациональностью применяемого математического аппарата, над возможностями оценки и интерпретации полученных результатов с учетом особенностей предлагаемой ситуации; отрабатывать на занятиях ситуации, требующие принятия решений с учетом предлагаемых условий или дополнительной информации.
  2. По развитию финансовой грамотности:
    1. Необходимо вести целенаправленную работу по включению школьников в решение финансовых задач. Органично финансовая составляющая вписывается в решение проектных и исследовательских задач в рамках разных предметов учебного плана. У школьников формируется целостное представление об изучаемой области, финансовые задачи не оторваны от решения научных или жизненных задач. При этом повышается не только мотивация учащихся к решению финансовых задач, но и уровня их самоопределения в жизни.
    2. Выявлено, что успешнее выполняют задания по финансовой грамотности дети, которые сами пользуются в жизни финансовыми продуктами, такими, как дебетовая карта, банковский счёт, совершение покупок в режиме онлайн, а также проявляют финансовое поведение, например, имеют возможность отслеживать баланс своего счёта, расплачиваться дебетовой картой вместо наличных денег, проверять правильность сдачи. Школам необходимо вести информационную работу разъяснительного характера по безопасному использованию финансовых продуктов и проявлению ответственного финансового поведения. Необходимо формировать у школьников стратегии ответственного расходования средств, например, сравнивать цены в разных магазинах, в том числе, в обычных и интернет-магазинах, перед принятием решения о покупке. При этом важно подключать к такой работе и родительскую общественность.
    3. Необходимо расширять круг источников информации о финансовых вопросах, с которыми организовывается работа обучающихся. В современных условиях учитель или преподаватель не может и не является единственным источником информации. Школьники черпают нужную им информацию в разных источниках. При этом задача школы научить детей пользоваться разными источниками информации о финансовых вопросах, критически оценивать получаемую информацию, искать ответы на возникающие вопросы в надежном источнике.

 

  1. По развитию естественнонаучной грамотности:
    1. Естественнонаучные предметы в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент в познании мира.

Учащихся необходимо на уроках и на внеурочных занятиях постоянно погружать в деятельность по объяснению процессов и явлений в знакомых ситуациях на основе имеющихся научных знаний. Учащимся для развития естественнонаучной грамотности полезно делать выводы на основе простых исследований, устанавливать прямые связи и буквально интерпретировать результаты исследований или технологические решения. Если систематически организовывать такую работу, то учащиеся начнут демонстрировать такой уровень естественно-научной грамотности, который позволит им активно участвовать в жизненных ситуациях, относящихся к области науки и технологии